Проект храма Иоанна Лествичника
Авторы (по алфавиту):
Иван Земляков
Место: г.Москва
Статус: концептуальный проект
Год: 2025
Реализация: -
В концептуальном проекте храма Иоанна Лествичника предпринята попытка ответить на вопрос, как должен выглядеть новый православный храм в большом городе- мегаполисе находящийся среди современных высотных зданий из стекла и бетона.
В проекте применен прием выделения храма на фоне окружающей городской застройки за счет интересной особенности- соотношения ширины к высоте здания на главном фасаде, выходящем на городскую улицу, сделаны в пропорциях 1:7.
Такие вытянутые пропорции фасада, в совокупности с небольшой шириной здания в его нижней части, чем-то напоминают ныне набирающие популярность супертонкие небоскребы, но, на самом деле, взяты с изображений архитектуры на древнерусских фресках и иконах. Пропорции больших, вытянутых вверх, окон на южном и северном фасаде также взяты с изображений на иконах.
Инаковость постройки на фоне окружающих городских зданий также достигается за счет применения традиционных для русского храмового зодчества материалов и технологий, таких, как кирпич покрытый известковой обмазкой и использование классических сводов и арок.
Посвящение храма преподобному Иоанну Лествичнику не случайно: с первого этажа постройки наверх идет высокая лестница, связывающая нижнее, мирское, пространство сооружения с верхним, церковным, помещением храма. Эта высокая лестница символизирует «ступени» добродетелей, по которым православный христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.
Также идея перехода от мирского к небесному выражена на фасаде: нижняя часть сооружения имеет простую прямоугольную форму, в то время как в верхней части все углы сглажены. В дополнение к этому вверху постройка расширяется символизируя главенство Божественного над мирским. Этот архитектурный прием имеет и практический смысл- за счет этого на верхнем уровне создается полноценное храмовое пространство.
Расширение сооружения кверху не только экономит место на участке, что актуально для больших городов с его дорогой землей и большим количеством ограничений по отступам от технических коммуникаций, но и делает постройку чем-то похожей на башни древних монастырей.
В проекте использованы мотивы московского зодчества 16-17 века с его характерными храмами с горкой кокошников.